Содержание
Почему мы делаем то, что делаем? Почему некоторые люди любят горячий шоколад, а другие предпочитают кофе? Почему некоторые живут, чтобы заниматься
серфингом, а другие предпочитают сидеть дома и читать книгу? Как некоторые из нас могут запомнить
имя каждого человека, которого когда-либо встречали, в то время как другие с трудом могут
вспомнить даже собственный номер телефона? Почему некоторые люди
всегда кажутся счастливыми и успешными, а другие не видят иного выбора, кроме как
закончить свою мучительную жизнь самоубийством? Вот на какие вопросы
мы можем попытаться ответить с помощью психологии: науки о человеческом
поведении. В этой короткой статье мы кратко рассмотрим различные
отрасли психологии и сделаем краткий обзор того, чем
занимаются психологи.
Фото: Все, что вы делаете, думаете и чувствуете, касается вашего мозга. Понимание того, как работает мозг, как он порождает разум и почему он заставляет нас делать то, что мы делаем, является главной целью психологии.
Какие существуют виды психологии?
Мы можем разделить психологию на две большие области: экспериментальную психологию и социальную психологию.
- Экспериментальная психология использует классические лабораторные научные методы для
изучения поведения человека: она использует методы, похожие на те, что используются в физике,
химии или биологии, часто проводимые в лабораторных условиях, за исключением того, что
вместо изучения световых лучей, химических реакций или жуков в
экспериментах участвуют мы сами и другие люди. - Социальная психология, как правило, изучает, как люди ведут себя в реальных
ситуациях, например, как люди реагируют на рекламу, почему они совершают преступления и как мы можем работать более эффективно в
офисах и на фабриках. Социальная психология не всегда включает эксперименты; она может основываться на анкетах или
наблюдениях.
Конечно, мы можем изучать социальную психологию в лаборатории, используя строгие
эксперименты, так же как мы можем проводить скрупулезные эксперименты в реальном мире; разделение, которое я провел между экспериментальной и социальной психологией, является произвольным и искусственным, но оно отражает то, как
психологию часто преподают в школах и колледжах, и как она
описывается в учебниках и научных работах. Причина этого
во многом историческая: в конце 19-го века, когда психология была
еще совсем новой областью, психологи стремились, чтобы их воспринимали всерьез
как ученых, поэтому они пытались принять научные методы, чтобы скрыть то,
что они изучали, за респектабельностью. По сей день существует определенное
клеймо, связанное с социальной психологией и социологией (изучением того, как
индивиды и группы ведут себя в обществе); справедливо или нет,
некоторые люди считают их гуманитарными науками, которым не хватает академической строгости.
Как говорит Джордж Миллер: «Социальная наука всегда была немного оборонительной в отношении своего
статуса, немного чувствительной в отношении своих претензий на научность».
[1]
Разделы психологии
Люди — самые сложные из всех животных, что объясняет, почему
психология — такой обширный предмет. На кафедре психологии
типичного университета вы найдете людей, работающих в огромном спектре
различных областей. Есть люди, которые изучают восприятие (например,
как работают наши глаза и уши), обучение (как мы развиваемся в детстве и
как мы осмысливаем мир во взрослом возрасте), память (почему мы помним
и как мы забываем), язык, мышление и рассуждения. В то время как некоторые
психологи изучают «нормальное» человеческое поведение, другие специализируются на
«ненормальной» психологии, которая включает в себя то, как люди ведут себя, когда
их мозг поврежден или дегенерирует со временем, и что вызывает
психические расстройства. Социальные психологи изучают все, от
лучшего способа спроектировать компьютерную мышь до того, можем ли мы действительно доверять
доказательствам, которые мы получаем от людей, ставших свидетелями преступлений. Давайте рассмотрим
различные ветви психологии по очереди, немного подробнее.
Восприятие
Вы можете думать о людях как о живых машинах, которые получают информацию из
мира, обрабатывают ее различными способами, а затем действуют на ее основе. В
середине 20-го века было модно говорить о животных (включая
людей), получающих стимул через свои чувства (возможно, видя
перед собой шоколадное печенье), что затем приводило к
какой-то реакции (слюноотделение и потягивание); согласно
школе мысли, известной как бихевиоризм, человеческое поведение было
связано с тем, как определенный стимул вызывал соответствующую реакцию
(и то, что именно происходило внутри мозга, чтобы установить связь,
не считалось особенно важным: бихевиоризм был буквально
«бессмысленным»).
Начиная с 1960-х и 1970-х годов психологи склонны
рассматривать человеческий мозг как своего рода компьютер, принимающий информацию
в качестве «входных данных», обрабатывающий и хранящий ее различными способами, а затем
производящий «выходные данные» (какое-то видимое поведение); этот подход
известен как когнитивная психология, и мы рассмотрим его снова немного
позже. Как бы вы ни реагировали на мир, ваше поведение обычно
начинается с сенсорного восприятия: того, как ваши пять основных чувств
(зрение, слух, обоняние, осязание и вкус), а также другие, менее известные
сенсорные способности, такие как проприоцепция (ваше чувство того, где
находятся ваши конечности и как движется ваше тело), передают информацию в ваш
мозг.
На фото: Огромная часть вашего мозга отвечает за обработку информации, получаемой глазами.
Для большинства людей зрение, несомненно, является самым важным чувством, за которым
следует слух; это также объясняет, почему психологи восприятия
традиционно уделяют больше всего внимания изучению зрения, за которым
следует слух (сравнительно говоря, другие чувства
почти не исследовались). Большинство из нас предполагает, что мы видим глазами
, но гораздо точнее будет сказать, что мы видим глазами и
мозгом. Хотя мы не можем видеть без глаз, также верно, что
наш мозг выполняет огромный объем обработки сенсорных
впечатлений, которые он получает, — и всевозможными интересными способами. Один
очень очевидный пример — мы видим вещи в трех измерениях, используя
отдельные двумерные изображения, которые наш мозг объединяет вместе с помощью
наших двух глаз. Но мы также видим вещи на основе того, что ожидаем увидеть,
что является причиной большинства вещей, которые мы называем оптическими иллюзиями;
например, мы видим лица в облаках, потому что наш мозг пытается
очень быстро осмыслить мир, основываясь на том, что мы видели в прошлом
(ужасно много лиц), на том, что мы ожидаем увидеть в будущем
(ужасно много лиц), и на том, что для нас важнее всего
(лица людей, которых мы любим, с которыми работаем и
с которыми нам приходится взаимодействовать). Мы можем получить некоторое представление о том, насколько сложна зрительная
система человека, если учесть, насколько незначительный прогресс был достигнут учеными-компьютерщиками и
инженерами-робототехниками в проектировании машин, которые могут «видеть»
хоть как-то так же. Почему наш собственный мозг так хорошо видит?
По (грубым) оценкам, что где-то от трети до половины коры (внешняя и,
в эволюционном смысле, «новейшая» часть человеческого мозга) посвящена
зрению.
[2]
Это очень впечатляющая иллюстрация абсолютной сложности осмысления
мира полностью путем изучения световых лучей, которые входят в два больших отверстия в
вашей голове.
Обучение
Одной из вещей, которая отличает людей от «низших» существ, является наша
способность понимать окружающую среду и учиться у нее. Очевидно, что
неверно предполагать, что люди — единственные существа, которые
чему-то учатся: вы можете научить шимпанзе использовать символьный язык,
вы можете научить собаку не испражняться на вашем ковре,
крыса
быстро научится бегать по лабиринту, чтобы получить пищевую награду, и даже
простой морской слизень может выучить пару базовых трюков.
Фото: В начале 20 века русский ученый Иван Павлов обучил собак связывать звук колокольчика с появлением еды в одном из самых известных психологических экспериментов всех времен. Фото предоставлено Wellcome Collection.
Обучение идет рука об руку с выживанием, но это удивительно большой и
сложный предмет. На одном конце спектра психологи изучают
процесс обусловливания, то есть то, как животные начинают
ассоциировать определенный стимул с определенной реакцией. Одним из
первых, кто занялся этим, был русский ученый
Иван Павлов
(1849–1936), который, как известно, звонил в колокольчик, когда приносил еду своим собакам; в конце концов
он обнаружил, что у собак выделялась слюна просто тогда, когда он звонил в колокольчик, даже
когда рядом не было еды, потому что они были обусловлены
ассоциировать слюноотделение со звуком колокольчика. Когда бихевиоризм
был модным, некоторые психологи считали, что все виды сложного
человеческого поведения можно разбить на модели стимула
и реакции. Вот почему, например, вы часто видите попытки обвинить
насилие по телевизору и в кино в более широком насилии в обществе.
Теперь мы знаем, что сложное человеческое поведение — это гораздо больше, чем простой
рефлекс от стимула к реакции.
Одной из замечательных особенностей психологии, которая отличает ее от более старых
наук, таких как физика и химия, является то, что ее отношение к
повседневной жизни часто более непосредственное и очевидное. Одна из ветвей психологии
обучения называется психологией развития, и
она касается того, как младенцы развиваются в детей и взрослых: например,
как они изучают язык, как они превращают определенные, конкретные примеры
вещей, которые они видят вокруг себя, в гораздо более общие, абстрактные
принципы (правила, по которым мы должны жить, чтобы выжить), и
относительная важность «природы» (генетических факторов — то,
с чем мы рождаемся) и «воспитания» (факторов окружающей среды — то, чему нас
учат и чему нас учат). Психология развития сыграла огромную роль в
педагогике и научном, теоретическом подходе к образованию; это также
увлекательный предмет для изучения, если вы родитель.
Фото: Зеркальные нейроны? Иногда мы подражаем поведению друг друга неосознанно, например, когда два друга стоят рядом друг с другом и, совершенно не осознавая этого, принимают точно такую же позу. Психологи считают, что в нашем мозге есть «зеркальные нейроны», которые активируются и когда мы что-то делаем, и когда видим, как другие люди делают то же самое. Это побуждает нас копировать поведение других людей и, возможно, объясняет, как мы чувствуем эмпатию по отношению к другим.
[3]
Фото Кейси Клоуз предоставлено ВМС США и
Wikimedia Commons.
Когнитивная психология
Тысячи лет назад, до того, как люди начали создавать постоянные поселения и
развивать сельское хозяйство, мы жили во многом как другие животные, и
повседневное выживание было нашей единственной заботой. Насколько все по-другому
сейчас. Хотя беднейшие люди мира по-прежнему воспринимают жизнь как
ужасную ежедневную битву за выживание, большинство из нас, к счастью, ведут
жизнь, которая чередуется между (разумно терпимой) работой и
(крайне терпимым) удовольствием. Оба эти понятия подразумевают использование
нашего мозга в той же степени или даже больше, чем нашего тела; оба рассматривают нас
как живые компьютеры — «человеческие информационные процессоры», которые принимают
информацию, обрабатывают или хранят ее в нашем мозгу, а затем выдают
результаты. То, как мы обрабатываем и храним информацию, — это то, что
изучают когнитивные психологи. Как мы понимаем простое предложение, нашептываемое
нам на ухо? Как мы можем запомнить все, от того, как ездить на
велосипеде, до имен (по порядку) всех американских президентов? И
есть ли какая-то принципиальная разница между этими двумя типами памяти
(знанием того, как что-то сделать, которое называется процедурной памятью, и
знанием фактов о мире, которое называется декларативной памятью)?
В то время как бихевиористы любили притворяться, что «внутренние психические процессы»
не имеют значения, не существуют или, возможно, и то, и другое, когнитивные психологи тратят
свое время на выяснение точной природы этих процессов,
обычно придумывая модели блок-схем, которые разбивают такие вещи, как
память и языковая обработка (область ее известной, часто называемой
психолингвистикой) на последовательности дискретных компонентов.
Применение этого к изучению памяти, например, дало нам
модели разума, которые предполагают, что память разбивается на отдельные долгосрочные и
краткосрочные хранилища, при этом сама краткосрочная или «рабочая» память
разделена на отдельные области, которые обрабатывают визуальные впечатления, фрагменты
устной речи и так далее.
Произведение искусства: Знаменитая карикатура Ульрика Найссера на когнитивную психологию из его книги 1976 года «Познание и реальность».
Когнитивная психология не ограничивается тем, как мы обрабатываем структуру
информации, но также тем, что информация означает. Слово «познание» является
синонимом мышления и рассуждения, двух областей, которые когнитивные
психологи также изучали с помощью вычислительных моделей. Как мы
выносим обоснованные суждения о вещах, например, о том, является ли одна машина
лучшей покупкой, чем другая? Почему мы живем в абсолютном страхе перед такими вещами,
как террористические атаки, но с удовольствием переходим дороги, ездим на машинах, ездим на
велосипедах, пьем алкоголь или курим сигареты (все это представляет гораздо
больший риск для нашей безопасности и здоровья)? Почему мы играем в лотереи, когда
шансы на выигрыш намного меньше, чем шансы быть пораженным
молнией? Это те вопросы, которые когнитивные
психологи рассматривают в рамках широкого круга мышления и рассуждений.
Фото: Психология типографики: Благодаря тому, что вы читали и видели ранее, вы читаете слова, напечатанные разными шрифтами (гарнитурами), с немного другим значением и эмоцией: элегантной, расслабленной, дружелюбной, повелительной, враждебной или какой бы она ни была. Вы можете подчеркнуть сообщение, которое хотите донести, выбрав наиболее подходящий шрифт. Это один из ключевых принципов графического дизайна — и это происходит в вашем сознании, а не на странице.
Интеллект
Хотя интеллект и связан с познанием, его можно определить как
общую способность решать проблемы, он является отдельной областью изучения, и
он гораздо менее моден, чем был несколько десятилетий назад.
На это есть несколько причин. От
сэра Сирила Берта (выдающегося
британского психолога, который якобы подделывал данные исследований о своих
исследованиях интеллекта) до
Уильяма Шокли (соавтора транзистора
, который, как и ожидалось, оказался втянутым в споры, когда
осмелился предположить, что существует связь между
расой и интеллектом
, которая делает белых людей интеллектуально превосходящими черных), изучение
интеллекта часто оказывалось крайне спорным.
Споры, хотя и важные, отвлекают от гораздо более фундаментальной
проблемы: как нам следует определять интеллект и является ли он вообще осмысленным
понятием? Некоторые циники определили интеллект как простую способность
проходить тесты на интеллект, но хотя психометрическое тестирование
так же популярно, как и прежде, при приеме на работу, тесты на интеллект
не являются и никогда не были предиктором способности людей жить
счастливой, достойной, успешной жизнью.
Нейропсихология
Когда вы изучаете психологию, удивительно легко забыть, что большинство
интересных и увлекательных вещей, которые вы открываете, происходят внутри мозга —
на первый взгляд ничем не примечательного органа, который часто сравнивают с «двумя пригоршнями
каши». Нейропсихология — это все о выяснении того, как
устроен мозг и как разные его части выполняют разные функции.
Один из крайних, ранних примеров нейропсихологии, известный как
френология,
был связан с врачами-шарлатанами, утверждавшими, что они могут рассказать интересные
вещи о личности человека, ощупывая его череп на предмет наличия бугорков.
Хотя эта идея сегодня кажется смехотворной, центральная идея
френологии — что мозг является модульным, с дискретными областями, имеющими
специализированные функции — теперь известна как по сути правильная.
[4]
Однако было бы бесполезным упрощением предполагать, например
, что правая половина мозга мечтательно-творческая, в то время как
левая половина клинически рациональна; в большинстве вещей, которые мы делаем,
задействованы многие разные части мозга, работающие либо параллельно,
либо в сложных последовательных цепях.
[5]
Фото: Сканеры мозга произвели революцию в психологии. Демонстрируя активность внутри нашего мозга, когда мы думаем определенные мысли или делаем определенные вещи, они могут помочь выявить, какие области мозга что делают. Фото предоставлено
Клиническим центром Уоррена Гранта Магнусона (CC) и Национальным институтом здравоохранения США (NIH) Галерея изображений.
Если когнитивная психология может разбить такие вещи, как память или язык, на
отдельные области или процессы, возможно ли обнаружить части мозга,
где эти вещи происходят? Это базовая мысль, лежащая в основе
чрезвычайно успешной области, называемой когнитивной нейропсихологией,
которая включает в себя попытки сопоставить абстрактные процессы и функции
, обнаруженные с помощью когнитивной психологии, с очень конкретными областями
мозга, которые обнаружили нейропсихологи (и наоборот).
Некоторые психологи — современные ментальные
меркаторы — увлекаются безумием картирования мозга,
забывая, что конечная цель — не нарисовать туристического гида внутрь
вашей головы, а дать научное объяснение разуму: кто мы и
почему мы делаем то, что делаем.
Хотя нейропсихологи изучают здоровые, функционирующие мозги, они также
уделяют много времени исследованию людей, чей мозг был
поврежден из-за таких вещей, как травмы головы, инсульты или
дегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера. Мы можем многое узнать о том,
как работают такие вещи, как память и обработка языка, изучая, что
люди больше не могут делать, когда определенные области их мозга
повреждены или разрушены. В самых ярких случаях можно найти
людей с очень локализованным повреждением мозга, которые больше не могут делать
очень определенные вещи (например, узнавать лица или читать
слова); из этого мы можем сделать вывод, что поврежденные области мозга играют
ключевую роль в любой утраченной функции, и это помогает нам составить
карту того, какие части мозга что делают.
[6]
Ненормальная психология
Люди чрезвычайно разнообразны и различны — это одна из вещей, которая делает
жизнь интересной. Хотя трудно определить «нормальное»
поведение, несколько проще указать на примеры ненормального
поведения, которое вредно для людей и окружающих.
Нейропсихологические проблемы после черепно-мозговых травм являются одним из примеров,
но поведение также может стать ненормальным по целому ряду других
причин, которые мы могли бы в целом разделить на поведенческие, когнитивные
и нейрохимические/биологические. Расстройства пищевого поведения, такие как анорексия и
булимия, считаются в значительной степени поведенческими и когнитивными, например
: у вас может развиться расстройство пищевого поведения, если вы убедите
себя, что вы толстый, после того, как станете одержимы худыми
моделями с подиума. Такие заболевания, как болезнь Паркинсона, больше связаны с
нейрохимией и биологией: считается, что болезнь Паркинсона возникает, когда нервные клетки в мозге
перестают вырабатывать дофамин, важный химический нейромедиатор, который отправляет сообщения по всему мозгу.
[7]
Психиатрические расстройства, такие как депрессия и шизофрения, чрезвычайно сложны и
до сих пор не до конца изучены. Депрессия может возникнуть по многим разным
причинам, которые могут быть поведенческими (вы чувствуете, что все, что вы делаете, не имеет
значения, и становитесь несчастным из-за «выученной беспомощности»),
когнитивными (вы анализируете окружающий мир таким образом, что это
постоянно делает вас несчастным), нейрохимическими/биологическими (по той
или иной причине химические вещества или базовая структура вашего мозга
настроены на несчастье) или комбинацией этих вещей.
Изучение шизофрении имеет увлекательную историю, с попытками
объяснить ее переходом от анатомических/биологических причин к когнитивным и поведенческим и обратно. Первоначально описанное как разновидность преждевременной деменции («dementia praecox»),
к 1960-м годам оно стало изображаться (такими деятелями, как Р. Д. Лейнг) как
своего рода разумная реакция на безумный мир, и теперь его гораздо чаще
считают следствием сложных взаимодействующих факторов, таких как особая генетическая наследственность человека,
жизненные события, употребление психоактивных веществ и химия мозга.
[8]
Можно было бы подумать, что понимание причины психиатрической проблемы станет
первым шагом к ее лечению, но, что примечательно, психиатрия часто
работала в преднамеренном неведении относительно того, что происходит в сознании, отчасти
из-за влияния бихевиоризма, отчасти из-за вызова антипсихиатров
, которые отказывались верить в то, что они называли
«мифом о психическом заболевании», а также потому, что глубинные
причины психиатрических проблем на самом деле не были известны. Лечение
психиатрических расстройств в значительной степени выдавалось на основе того, что,
казалось, работало, а что нет; если клинические испытания показывали, что лекарства
излечивают больше пациентов с депрессией, чем, скажем, групповая терапия (обсуждение
своих проблем с другими пациентами), лекарства становились предпочтительным методом лечения
. Не обязательно имело значение, почему они работали или как,
при условии, что у пациентов наблюдалось улучшение. Вот как чрезвычайно
спорные психиатрические методы лечения, такие как
лоботомия (хирургическое
удаление или разрушение частей мозга, также называемое лейкотомией) и
электросудорожная терапия
(электрошок мозга) стали популярными в середине 20-го
века. Так же, как психология пыталась прикрыться экспериментальной и
научной строгостью, так и психиатрия 20-го века уцепилась за
респектабельность медицины, часто маскируя существенное невежество в том,
как и почему на самом деле возникают расстройства. Сегодня, благодаря достижениям в
неврологии, нейропсихологии и нейробиологии, у нас есть гораздо более четкое
понимание того, как работает мозг и почему он может давать сбои, — но
остается много вопросов.
На фото: психологи помогают ученым-компьютерщикам разрабатывать эмоциональных роботов, подобных этому, изображенному в Think Tank, научном музее в Бирмингеме, Англия.
Как будет развиваться психология в будущем?
За 150 лет или около того с тех пор, как психология стала наукой,
было открыто огромное количество информации о том, почему люди ведут себя так, а не иначе, и
как мы можем связать различные аспекты человеческого поведения с тем, что происходит
у нас в голове. Тем не менее, раскрытие многих оставшихся тайн
мозга остается одной из последних великих задач науки.
Помимо того, что это само по себе очень интересно, еще одной
важной перспективой является открытие эффективных методов лечения
таких страшных дегенеративных заболеваний, как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера.
Еще одним интересным направлением является разработка искусственного
интеллекта, включая компьютеры и роботов, которые могут «думать» и
действовать более по-человечески. Поможет ли исследование тайн разума
нам усовершенствовать электромеханических соперников, которые делают нас устаревшими? Или
процесс разработки интеллектуальных машин обострит наше чувство того,
что значит быть человеком, сделав нас счастливее и более удовлетворенными?
Психологи, можете быть уверены, найдут ответ!
Не хотите читать наши статьи? Попробуйте вместо этого послушать
Если вы предпочитаете слушать наши статьи, а не читать их, подпишитесь на наш новый подкаст
на Apple Podcasts,
Spotify,
Amazon,
Podchaser
или в вашем любимом приложении для подкастов или слушайте ниже:
Узнать больше
На этом сайте
- Наука шоколада
- Нейронные сети
- Наука счастья
- 10 великих психологических экспериментов
Другие сайты
- Американская психологическая ассоциация: ведущая профессиональная организация психологов США.
- Британское психологическое общество: профессиональная организация британских психологов, включая консультации по карьере.
Книги
Введения
- Psych Пола Блума. HarperCollins, 2023. Обширный обзор, подходящий для взрослых читателей, не имеющих предварительного знания предмета.
- Психология Дэвида Майерса и Натана ДеВолла. Macmillan, 2018. Лучший однотомный вводный учебник для студентов, с которым я сталкивался. Помимо того, что он понятен, всеобъемлющ и хорошо написан, в нем есть хороший выбор фотографий и диаграмм, а также множество очень хорошо подобранных комиксов, которые облегчают бремя самостоятельного изучения. Если вы не можете позволить себе последнее издание, купите более раннюю версию из вторых рук; они относительно недороги и их легко найти в Интернете.
- Книга по психологии Найджела Бенсона и др. Дорлинг Киндерсли, 2012. Очень доступное, но довольно краткое и базовое введение в ключевые концепции.
Более подробные введения
- «Компьютер и разум» Филипа Джонсона-Лэрда. Фонтана, 1993. До сих пор одно из лучших концептуальных введений в когнитивную науку. Я считаю, что мне повезло, что я прослушал курс лекций профессора Джонсона-Лэрда, будучи студентом.
- «The Norton Psychology Reader» Гэри Маркуса. WW Norton, 2006. Подборка отрывков из классических работ и книг по психологии.
- «Как работает разум» Стивена Пинкера. Penguin, 2003. Наводящий на размышления обзор, основанный на эволюционной психологии.
- «Эмоциональный мозг» Джозефа Леду. Simon & Schuster, 1998. Достаточно полное введение в то, как наш мозг обрабатывает эмоции, такие как страх.
- «Человек, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса. Simon & Schuster, 1998. Увлекательное введение в нейропсихологию и то, как люди меняются, когда их мозг поврежден. Каждая глава основана на исследованиях случаев пациентов с поразительными психологическими и психиатрическими расстройствами.
- История психиатрии Эдварда Шортера. John Wiley & Sons, 1997. Очень читабельный рассказ о том, как психиатрия превратилась в научную отрасль медицины. Довольно субъективная книга, но от этого не хуже.
- Психология: Наука о психической жизни Джорджа Миллера. Penguin, 1991. Это классическое введение (впервые опубликованное в 1962 году) переплетает ключевые темы психологии с краткими биографиями ключевых фигур. Оно уже довольно устарело, но все еще стоит того, чтобы его прочитать.
Онлайн курсы
- Введение в психологию Пола Блума. Если вы предпочитаете воспринимать материал в аудио- или видеоформате, скачайте обширный и классический обзор Блума бесплатно с Open Yale.
- Введение в психологию Джереми Вулфа. В качестве альтернативы Полу Блуму попробуйте этот курс Intro Psych 2004 от MIT. Аудиофайлы также доступны в Архиве Интернета.
Рекомендации
- ↑ Этот раскол между «экспериментальной психологией» и «социальной психологией» восходит к Вильгельму Вундту, одному из отцов-основателей этой науки. По словам Вундта, по крайней мере, по словам Джорджа Миллера, писавшего в
Psychology: The Science of Mental Life (стр. 38), экспериментальная психология имела дело с «более простыми психическими функциями — ощущением, восприятием, памятью, простыми чувствами — [и] может быть изучена с помощью лабораторных экспериментов»,
в то время как «высшие психические процессы, вовлеченные в человеческое мышление… могут быть исследованы только неэкспериментальными методами антропологии, социологии и социальной психологии». Конечно, сегодня мы можем видеть в этом много неправильного, но экспериментально-социальный раскол влиял на академическую психологию на протяжении большей части 20-го века.
Например, до недавнего времени в Кембриджском университете в Англии, где я учился, главный психологический факультет называл себя «факультетом экспериментальной психологии» и держался настороженной дистанции от совершенно отдельного «факультета социальных и политических наук», где происходила вся социальная психология. К счастью, в Кембридже теперь есть единый «Кафедра психологии». (Цитата Миллера о защитной роли социальной психологии может быть найдена на стр. 95 той же книги.) - ↑ Если поискать в интернете и книгах, то можно найти сильно различающиеся оценки, согласно которым зрение составляет от 20 до 90 процентов активности нашего мозга. Почему такие разные ответы? Они не все относятся к одному и тому же. Некоторые имеют в виду размер зрительной коры, некоторые подсчитывают любую часть мозга, участвующую в зрении, другие ссылаются на количество нейронов и так далее. И что, в любом случае, мы подразумеваем под «зрением»?
-
↑ Зеркальные нейроны подробно рассматриваются в
статье «Что мы знаем о зеркальных нейронах в настоящее время» Дж. М. Килнера и Р. Н. Лемона, Current Biology, 2 декабря 2013 г. - ↑ Важным этапом в признании того, что
френология не так уж плоха, стала публикация в 1983 году книги Джерри Фодора «
Модульность разума». - ↑ Разделения на левое и правое полушарие мозга не существует, Стивен М. Косслин и Дж. Уэйн Миллер, TIME, 29 ноября 2013 г.
- ↑ «Человек, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса. Simon & Schuster, 1998, — замечательное и очень доступное введение
в идею о том, что весьма специфические виды повреждений мозга вызывают столь же специфические поведенческие отклонения. - ↑ Причины — болезнь Паркинсона, NHS UK, 30 апреля 2019 г.
- ↑ Шизофрения, Mind UK, ноябрь 2020 г.
Переведено в образовательных целях — источник: www.explainthatstuff.com